Отто Юльевич Шмидт, Владимир Иванович Воронин и челюскинцы

С 30-х годов 20 века в СССР началось планомерное исследование Арктики. В 1933 году ледокол «Сибиряков» за одну навигацию прошел от Архангельска до Владивостока, так называемым Северным Морским путем. 

Чтобы закрепить успех и открыть постоянную навигацию по этому маршруту, было решено отправить обычное судно, не приспособленное к движению во льдах. Выбор пал на пароход «Челюскин». Начальником экспедиции назначили опытного полярника и математика О.Ю.Шмидта, капитаном – В.И. Воронина. Экипаж корабля состоял из 111 человек. 26 июля Челюскин прибыл в Мурманск из Ленинграда и отправился по маршруту дальше. 


13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, повредившее корабль. Поняв, что корабль обречен, люди начали разгружать судно и эвакуироваться. Последними с кораблями сходили Шмидт, Воронин и завхоз Б. Г. Могилевич. Могилевич, к сожалению, не сумел выбраться и погиб. Получив сигнал бедствия, в СССР была созвана специальная правительственная комиссия, мобилизованы ледоколы, самолеты, дирижабль и собачьи упряжки. Долгое время из-за нелетной погоды самолеты не могли добраться до льдины. Тем временем под руководством О.Ю.Шмидта на льдине был организован палаточный городок. 


5 марта на льдину Шмидта приземлился первый самолет под пилотирование летчика А.В. Ляпидевского. Он доставил на сушу 10 женщин и двоих детей. Только через месяц, когда погода наладилась, в лагерь прилетели сразу же три самолета и весь лагерь был возвращен на сушу. 


Примечательно, что во время плавания Челюскина на его борту родилась девочка. В Карском море у геодезиста Васильева родилась дочка, которую назвали Кариной (в честь моря). Впоследствии в 1936, 1974, 1979, 1980, 1989, 2004, 2006 гг проводились экспедиции по поиску затонувшего судна. Экспедиции 2006 года удалось найти точное местоположение корабля.

Карта Челюскин