Вениамин Тудельский и его путешествия

Из путешественников ХII в. наибольшей известностью пользуется Вениамин, испанский еврей из города Тудель, в Наваррском королевстве. Вениамин Тудельский посетил Марсель, Рим, Валахию, Константинополь, Палестину, Ниневию, Багдад, Вавилон, Шираз, Самарканд, Тибет, Цейлон, Красное море, Египет, Сицилию, Италию, Германию и Францию. Вениамин Тудельский в течение тринадцати лет (1160-1173 гг.) объехал почти весь известный тогда свет, и описание этого путешествия, в некоторых отношениях очень подробное, пользовалось большой популярностью до ХVI в.

Вениамин Тудельский отплыл из Барселоны в Марсель, а затем отправился в Геную. Из Генуи Вениамин прибыл в Рим, затем посетил Неаполь и другие южные города Италии. Из Италии Вениамин переправился в Грецию и в Константинополь. Он сообщает несколько подробностей об этой большой столице греческого царства. В то время в Греции императором был Эммануил Комнен, который жил в роскошном дворце на берегу моря. «Там возвышались,-  говорит Вениамин, - колонны из чистого золота и серебра и золотой трон, усыпанный драгоценными камнями, над которым золотая корона, свешивающаяся на золотых цепях, приходилась как раз на голове императора, когда он садился на престол. Камни, находившиеся в короне, были столь редки, что никто не мог их оценить, и ночью не было надобности в огне, так как было совершенно светло от блеска, отбрасываемого этими драгоценными камнями».

Вениамин Тудельский

Из Константинополя Вениамин переправился в Малую Азию, где посетил города Триполи, Бейрут, Тир, Сидон, Арку, Самарию, Наблус и Гаваон. Отсюда он отправился в Иерусалим, Вифлеем и Хеврон. После этого Вениамин прибыл в Дамаск, бывший в то время столицей Турецкого царства. Дамаск произвел сильное впечатление на Вениамина своей роскошью и благоустройством. «Город, --говорит Вениамин, - окружен фруктовыми садами, на всей земле нет страны более плодородной. Город расстилается у подошвы горы Гермона, на которой берут начало две реки Амана и Фарфар; первая протекает через середину города, и из нее проведена вода во все большие дома, на площади и рынки.  Дамаск ведет торговлю со всем миром. У измаилитов есть в Дамаске мечеть, называемая Гоман-Дамасек, т. е. храм Дамаска. В этом храме есть стеклянная стена, в которой находятся триста шестьдесят пять отверстий. Солнце, спускаясь по двеннадцати делениям, по числу часов в дне, входит каждый час в одно из этих отверстий, благодаря чему эти отверстия дают каждому узнать, который час».

Из Дамаска Вениамин Тудельский посетил Баальбек-Небек  - Гелиополис греков и римлян, построенный Соломоном; затем он приехал в Тудмор, или Пальмиру, отсюда через Кариатин он прибыл в Газу. После этого Вениамин отправился в Месопотамию, посетив Мосул на Тигре, Ниневию и Багдад, бывший резиденцией арабских халифов, который поразил путешественника своей красотой.

Вениамин совершил также поездку к развалинам Вавилона и описывает остатки Вавилонской башни в следующих выражениях: «Там возвышается башня, построенная рассеянными народами до потопа; ширина ее основания около двух миль, здание занимает двести сорок локтей, а вышина его сто канн, через каждые десять локтей проложены дорожки к витым лестницам, ступеньки которых поднимаются до самого верха. С этой башни открывается вид на двадцать миль в окружности».

После описания развалин Вавилона Вениамин говорит о своем посещении синагоги пророка Иезекииля на Евфрата, «святая святых» евреев, куда стекались верующие из всех стран, чтобы прочесть великую книгу, начертанную рукой пророка. Наконец   Вениамин попадает в город Басру, лежащий на Тигре, у оконечности Персидского залива. Об этом значительном торговом городе Вениамин не сообщает никаких подробностей. Оттуда он отправился в Карну, где посетил гробницу пророка Ездры; затем он вступил в пределы Персии и оставался несколько времени в Хузестане, который разделяется рекой Тигр на две части, богатую и бедную, соединенные между собой мостом, на котором как символ справедливости висит гроб Даниила, находясь таким образом ни на стороне богатых, ни на стороне бедных. Вениамин объехал почти всю Персию и через Хамадан, где находятся гробницы Мардохея и Эсфири, он приехал в Исфахан; столицу страны, имевшую двенадцать миль в окружности.

Далее рассказ путешественника не отличается определенностью: следя за его записками, мы видим его в Ширазе‚ затем в Самарканде и, наконец  у подошвы Тибета. Отсюда Вениамин возвратился в Низампур и Хузестан на берегах Тигра, откуда, после двухдневного плавания, он достиг Эль-Катифа -арабского города у Персидского залива. Переправившись через Оманское море, Вениамин прибьл в Хулан, теперешний Куилон, на малабарском берегу. Вениамин Тудельский был также в Индии, в царстве поклонников солнца - детей Куша, созерцателей светил. По его словам, «в этой стране произрастают перец, корица, имбирь и другие пряности».

Перебравшись на остров Цейлон, Вениамин оттуда отправился в Китай. Но из описания путешествия не видно, достиг ли Вениамин этой страны.

Карта путешествий Вениамина Тудельского

После путешествия в Китай мы встречаем Вениамина снова на Цейлоне и вслед за тем на острове, по всей вероятности Сокотре, при входе в Аденский залив. Переправившись после этого через Красное море, он приехал в Абиссинию, которую он называет «Индией на суше». Оттуда, спустившись вниз по течению Нила, он через пустыню приезжает в Завилу, Кус, Файум и Мизраим, т. е. Каир.

Мизраим, по словам путешественника, большой город, украшенный площадями и лавками; там никогда не бывает дождя, но Нил, выходящий ежегодно из своих берегов, орошает страну на пространстве «пятнадцати дней пути», чем и делает страну чрезвычайно плодородной.

Из Мизраима Вениамин проехал в Гизу, не обратив внимания на пирамиды, и далее в Айн-Хамс, Зефиту, Дамиру и в Александрию. «Александрия, - говорит он,- большой торговый город, куда съезжаются торговцы со всех частей света. В море на целую милю от берега выдается плотина, на которой построена высокая башня, сооруженная Александром Великим; на вершине этой башни помещается стеклянное зеркало, в которое можно видеть находящиеся на расстоянии пятидесяти дней пути корабли, идущие из Греции или с запада». «Эта светящаяся башня, добавляет Вениамин, служит еще и теперь сигналом для всех плывущих в Александрию, так как она видна за сто миль днем и ночью, благодаря большому горящему на ее вершине светильнику».

Из Египта Вениамин переправился в Италию, а оттуда, через Германию, он попал в Париж. Описанием Парижа Вениамин и закончил повествование о своих путешествиях. Несмотря на свои недостатки, это описание представляет ценный памятник географической пауки половины ХII столетия.